Китайские христианские секты

Поместная церковь Уитнесса Ли

Китайские христианские сектыТрудами миссионеров история христианства в Китае насчитывает не одно столетие. Некоторые учёные, в частности немецкий профессор К. Киндерманн, даже берут на себя смелость утверждать, что христианство может рассматриваться как один из факторов развития Китая. Всё это, тем не менее, не создало достаточно благоприятной почвы для его беспрепятственного развития и распространения в КНР в настоящее время. Причинами тому можно назвать следующее. Во-первых, язычество как глубинная основа китайской культуры. Во-вторых, засилье иностранцев, их имперские амбиции и колониальная политика; христианство как «западная» чужеродная духовная система, приносимая теми, кто чинил произвол и насилие, а потому воспринимаемая как форма духовного порабощения. В-третьих, стойкие слухи о надругательствах, которым подвергаются порой китайцы, ставшие христианами. В-четвёртых, сильный антихристианский посыл со стороны советской коммунистической агентуры. Вместе с тем, именно миссионеры заложили в начале ХХ века основу для современного китайского образования, здравоохранения, гуманитарной науки. Однако, несмотря на сопротивление всему, пришедшему с Запада, китайцы успели «привыкнуть» к христианству и не хотят с ним расставаться.Сложившаяся противоречивая ситуация вылилась в стремление китайцев к независимости в трактовке и подаче Евангелия. Немалую негативную роль в этом сыграли и многочисленные разногласия между представителями различных ветвей христианской церкви в переводах богословской литературы на китайский язык. Споры касались не только собственно теологических тонкостей (ведь китайский язык не приспособлен для передачи инородных для китайской культуры реалий), но и имён (это относится даже к передаче имени Христа на китайском языке). Всё это сформировало в душах китайцев ощущение недосказанности и представления о вольности трактовки и понимания Священного Писания, а в дальнейшем стало причиной возникновения целого ряда христианских сект.

Кроме того, китайцы захотели независимости от иностранцев и в делах церковного управления. В результате, в 1950-е годы появились так называемые «три принципа самостоятельности»: в делах управления, самообеспечения и проповеди. Китайцы вознамерились порвать связи с Западом в вопросах религии, став идеологически и духовно самостоятельными. Именно тогда, в 1956 г. Священный Синод РПЦ был вынужден отделить от своего тела Китайскую Автономную Православную Церковь.

Китайские христианские сектыОднако, несмотря на все имеющиеся исторические сложности, следует отметить, что численность христиан в Китае неуклонно растёт. Исследователь о. Пётр Иванов приводит официальные данные за 1987 г., согласно которым в Китае проживало свыше 50 млн. человек, принадлежащих к различным христианским общинам, и имелось около 80 тыс. храмов и домов молитвы. И столь внушительные цифры представляются чрезвычайно любопытными. Ведь Китай остаётся страной религиозного синкретизма, где подвергается жёсткому испытанию всё, что приходит сюда извне. Ярким примером, пожалуй, является китайский вариант буддизма. А как же быть с христианством? Опуская детали и специфику процесса его инкультурации на китайской почве, следует вспомнить, что душа китайского народа в минуты тягот и невзгод склонна тянуться к евангельским истинам (рост числа христиан среди беженцев после гражданской войны; карманные издания Нового Завета у пекинских студентов во время событий на площади Тяньаньмэнь). Но, справедливости ради, стоит отметить и то, что сами китайцы нередко называли христианство «религией пропитания», поскольку миссионеры «покупали голодных за мешок риса»1. И, кроме того, христианами чаще всего были люди, получившие образование на Западе и принадлежавшие правящей элите либо намеревающиеся эмигрировать в США. Из числа наиболее известных лиц Китая, являвшихся христианами, можно назвать Чан Кайши и его сына Цзян Цзинго (англо-американская секта методистов), Сунь Ятсена и его современников Сюй Цяня и Ма Сянбо.

Имеющиеся в настоящее время в Китае законодательные акты (указ Госсовета КНР №144 от 1994 г. «Правила, касающиеся религиозной деятельности иностранных граждан в Китае» и их толкование от 2000 г.; указ №145 «Правила, касающиеся мест религиозных собраний», законодательная резолюция от 1999 г. «О запрещении еретических сект»), регулирующие религиозную деятельность, дают властям возможность самым жёстким образом расправляться со всеми нежелательными явлениями в сфере духовной и церковной жизни. Католики и протестанты, являясь, впрочем, представителями двух из пяти официально признанных религий, активно занимаются подпольной религиозной деятельностью. Если к этому добавить политику сдерживания религиозных контактов с Западом (даже численно), можно понять, почему в Китае создалась благоприятная почва для сектантства, которое не только стремительно умножает численность своих последователей внутри страны, но и активно осваивает зарубежье, в частности Россию. Одним из ярчайших примеров таких сект является «Церковь дома собраний», сформированная в её нынешнем виде ныне покойным Уитнессом Ли.

Прежде, чем перейти к рассмотрению вопросов, связанных с деятельностью данной секты, вкратце обрисуем те российские реалии, которые оказывают благотворное влияние на проникновение в нашу страну такого рода религиозной заразы, и скажем несколько слов о самой природе сект. Действующий в России закон о свободе совести способен защитить наши права исключительно в случае предоставления полной информации о деятельности той или иной религиозной организации. Однако в настоящее время в нашей стране право человека на информацию повсеместно нарушается. Согласно российскому законодательству организация, претендующая на распространение каких-либо новых знаний, обязана предоставлять полную информацию о своей деятельности. Недопустимо предоставлять различный объём информации, руководствуясь положением человека в обществе или информацией о занимаемой им должности. Также запрещено чинить препятствия по выходу из состава такого рода объединения.

Предоставляя неполный объём информации о своей деятельности и её целях, целому ряду сект в разное время удавалось получить официальную регистрацию в России. Чаще всего секта представляет собой организованную группу фанатиков, следующих за своим харизматичным лидером. С целью сохранения своего влияния над последователями, лидер такого объединения активно использует практику «контролирования сознания» (подавление воли человека, контроль над мыслями и чувствами; подмена самосознания; разрыв отношений с родными и близкими). Деятельность сект направлена на молодых, умных, развитых людей. Истощая силы молодёжи, секта паразитирует на теле социума, в то время как традиционные конфессии трудятся в интересах всего общества. Конечной целью каждой секты является захват власти, а потому вербовщики работают с представителями будущей интеллектуальной элиты, используя гипноз, обман и наработки в сфере психологического манипулирования сознанием. Проповедуя свободу, сами секты представляют собой жёстко структурированные и беспрекословно подчиняющиеся своему руководству объединения. Сектантство угрожает не только целостности общества, но и жизни его людей. Для того, чтобы оправиться от пут секты требуется не один месяц. В некоторых случаях можно говорить о пожизненной психологической травме.

Название. «Местная церковь (МЦ)», или «Поместная церковь (ПЦ)», — тоталитарная секта, имеющая вид христианской организации («протестанты»), соединяющая китайский пантеизм, язычество, оккультизм и интенсивно использующая практики по контролю над сознанием своих адептов. Для повышения эффективности секта делит город на сектора, в которых ведётся работа. В Москве таких секторов семь. Наиболее активная деятельность ведётся на базе МГУ, Московского энергетического института, в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. Секта действует «в 169 городах в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Латвии и Литве»2.

История. МЦ была создана на базе «Церкви зала собраний», основанной Ни Тошэном (Уочман Ни/Генри Ни) в 1927 г. из небольшой группы единомышленников. К 1938 г. организация имела уже много отделений по всему Китаю, однако её руководитель занялся бизнесом и отошёл от религиозной практики. Его преемником стал Ли Чаншоу, или Уитнесс Ли (в переводе с англ. «свидетель»), существенно ужесточивший учение. В частности, Уитнесс Ли выступил за строгую изоляцию членов своей секты от христиан.

Учение. В целом, учение Уитнесса Ли сводится к следующим основополагающим посылам: 1) вера в присутствие Святого Духа в последователях и необходимость эмоционального самовозбуждения для его извлечения из глубин человеческого сознания и сердца; 2) в лидерах церкви проявляются «дары Духа», а потому авторитет руководства непререкаем; 3) главный принцип церковной организации — локализм: в каждом районе своя, местная, церковь3.

Организация. Уитнесс Ли неизменно публично отвергал всякую иерархию, однако сохранял внутри секты жёсткую тоталитарную систему, контролирующую сознание и психическое состояние её членов. Он говорил: «Церковь должна быть вашим единственным интересом. Что является вашим интересом сегодня: учёба? бизнес? семья? Мой единственный интерес — это церковь. Мы все должны стать такими «алкоголиками» ради церкви»4. Попадающий в секту становится полностью изолированным от внешних связей и любой другой жизни за пределами учения: «Нам всем нужно посвящать больше времени завязыванию контактов с людьми. Один вечер в неделю должен использоваться для ваших личных дел, три вечера — для церковных собраний и три остающихся вечера — для завязывания контактов с людьми. Помимо этих трёх вечеров, я надеюсь, что вы будете использовать каждый из своих обеденных перерывов для этой же цели»5. Все действия секты подчинены желаниям Уитнесса Ли, убеждённого в том, что годы поисков истины дали ему право на беспрекословное подчинение членов его организации, при этом его слова воспринимаются как слова самого Господа Бога.

Китайские христианские сектыВнешность членов МЦ должна быть скромной и не выделятся из общей массы единомышленников. Последователей нередко можно отличить по схожим причёскам и неизменным белой рубашке и галстуке. Последователи верят, что путь к Богу может начинаться в любой церкви, привести же он должен только к МЦ. Члены организации боятся выхода из неё, поскольку верят в неизбежность страшных для себя последствий или даже угрозы для жизни.

Отношения с другими церквями. Данная секта имеет дурную славу из-за постоянных судебных процессов с теми, кто осмеливается её критиковать. В отношении с другими религиозными учениями МЦ придерживается захватнической позиции, сначала заводя дружбу, в дальнейшем провоцируя конфликт, после которого предлагает членам «союзнической» организации перейти под свою опеку.

Как уже говорилось ранее, Уитнесс Ли выступал за раннехристианский принцип, по которому в каждом городе может быть только одна (естественно подчиняющаяся Уитнессу Ли) истинная церковь и один глава. Например, в столице это может быть «Церковь в Москве» или «Московская библейская церковь».

В МЦ существуют и представления о сектантстве. По мнению её лидера обнаружить секту очень просто: достаточно сверить учение данной церкви с учением Уитнесса Ли, если существуют различия, то это секта. Ли обвинял традиционное христианство в одном сплошном извращении Священного Писания: «Но через краткое время после завершения Нового Завета Церковь начала терять все важные вещи, которые можно найти в Библии. И в конце концов к XV веку всё было потеряно. Люди знали лишь совсем немножко от Бога»6. Из-за этого исторические христианские церкви Ли сравнивал с «блудницами» и находил единственный путь к очищению в отказе от христианства: «Мы просто отказываемся от религии, мы отказываемся от христианства. В ранние дни своего существования церковь должна была отказаться от иудаизма. Сегодня мы отказываемся от христианства»7.

Духовные практики. Уитнессом Ли для своих последователей были разработаны специальные техники общения с Богом и самосовершенствования. Во-первых, методичное произнесение слов «О Господь Иисус!». Произнесение этих слов может быть осознанным или бездумным, но непременно вслух или даже на пределе своих голосовых возможностей, а также сопровождаемое раскачиваниями, хлопками в ладоши или другими движениями, что позволяет постепенно войти в экстатическое состояние.

Во-вторых, молитвочтение. Данный метод, опробованный Уитнессом Ли ещё в 1950-х гг. на Тайване, весьма эффективен. Суть его сводится к хоровому выкрикиванию фраз из Священного Писания, перемежаемых словами «Аминь!» и «Аллилуйя!»

Массовые хаотичные выкрики, спонтанные телодвижения усиливают процесс вхождения в экстатическое состояние. Данные практики объявляют необходимыми для «отключения сознания». Они нужны, чтобы «прекратить думать» и начать воспринимать «духом», потому как неважны учения и доктрины, а важен лишь Христос.

Уитнесс Ли призывал всех смешаться друг с другом и со Святым Духом до некоего однородного состояния. Так как человек одинаково удалён от Бога и от сатаны, то, согрешив, человек смешивается с сатаной, и в его греховном теле заперт Дух, божественное. Вызвать Дух наружу призваны экстатические практики. Наши тело и душа полностью смешались с сатаной, но Бог хочет спасти нас, а потому послал на землю Христа, ставшего первым человеком полностью смешавшимся с Богом. В ходе своего служения адепты МЦ «смешиваются» с Христом и становятся «боголюдьми», высокомерными и нетерпимыми, которые в дальнейшем будут править с Христом. А потому сектанты не просят Бога, они ему приказывают: «Господь, мы требуем того, чтобы все ищущие пришли к нам»8. Даже таинство Причастия приобретает в МЦ форму «ядения» и «пития» Христа, который, перевариваясь в нас, становится нашей частью, смешивается с нами. При этом Бог сравнивается с арбузом, который больше человеческого желудка, а потому чтобы его переварить нужно разрезать его на ломти (Иисус Христос) и пережевать в кашицу (Святой Дух).

Китайские христианские сектыАвтору представляется интересным обзор интернет-сайтов «отделений» МЦ. Приведём в качестве иллюстраций ряд общих для всех них характеристик. Сайты имеют очень приятное и радостное оформление. Отовсюду на тебя смотрят счастливые лица детей, подростков, семейных пар, стариков. У всех простые и счастливые лица. На каждой новой странице сайта тебя приветствуют «личным», направленным только на тебя обращением. Тебе предлагают стать членом большой и любящей семьи и принять участие в заведомо богоугодном деле: в благотворительности, занятии с детьми в воскресном или летнем лагере, в помощи заключённым и пр. Всё это делается с улыбкой и в неком «прозападном» духе. Вообще все подобные объединения так и пышат счастливой, спокойной и умиротворённой западной жизнью. Действительно возникает соблазн стать одним из тех, кто так счастливо улыбается тебе со страниц интернет-издания. На страницах, излагающих «кодекс» подобной организации, можно увидеть исключительно аккуратную подборку цитат из Евангелия, призывающую к любви, жертвенности, счастью во Христе. Другими словами, просмотрев сайт в душе невольно может возникнуть мысль о том, почему данная христианская «община» столь откровенно «счастлива», а в лоне Православия царит сосредоточенность, погружённость внутрь себя, скромность и сдержанность?! Правда, вместе с тем, на сайте Вы не найдёте информации о том, в чём заключается суть учения данной организации и если она всё равно «христианская», то почему не является просто объединением верующих православных или католиков? Другими словами, Вы не найдёте информацию о том, почему, собственно, они отдельная «церковь»? Подразумевается, что данную информацию Вы получите, посетив одно из собраний или одну из совместных молитв. В общем, на сайте Вы найдёте только очень светлый посыл неизвестно в каком направлении.

Деятельность всех сектантов в целом опасна тем, что направлена на самую уязвимую часть нашего общества: на детей, подростков, неокрепшую молодёжь и обездоленных стариков. Детей завлекают играми и сладким угощением; молодёжь — совместным необычным(!), даже уникальным досугом; одиноких стариков — трогательной беседой и бесплатным обедом.

Деятельность непосредственно «Поместной церкви Уитнесса Ли» направлена на подготовку молодых проповедников. Именно поэтому основная целевая аудитория молодёжь в возрасте 18-20 лет, которые в свою очередь легко сходятся как со сверстниками, так и с теми, кто несколько моложе их. Предполагается, что от них требуется лишь приверженность «господу Ли» и желание служить, подкованность же в вопросах учения не столь важна, так как процесс индоктринации новичков — задача более опытных «братьев».

Учение Ли — это большой сборник противоречий и алогичностей. И если бы его последователи не исключали из своих духовных практик «ум», это не осталось бы незамеченным. Учитывая его китайское происхождение, следует помнить, что английский язык был для Ли иностранным, а потому владел он им не достаточно хорошо. И без того абсурдное учение, помноженное на непрофессионализм в английском языке и дешёвые переводы «божественных» слов учителя с английского на русский, выполненные малообразованными неофитами, дали в конечном результате совершенно неудобоваримые тексты. Приведём несколько примеров из издаваемого МЦ журнала «Поток»:

О богатства, о богатства
Для меня есть у Христа!
Как они неисследимы,
Но реальны для меня.

Смерть прошёл и в воскресенье
Первородным сыном стал,
Жизнью Божьей наделив нас,
Повторение создал.

Воспроизведенье, Тело,
Выраженье, полнота,
И твоё мы продолженье,
И Невеста для Тебя.

Христос — надежда славы, нас искупить вполне,
Для тела искупленье, от смерти воля мне.
Грядёт, чтоб моё тело прославленным явить
И смерть навек победою поглотить.

Число адептов МЦ во всём мире растёт. По последним данным в КНР насчитывается около 200 тыс. последователей. Численность адептов в России неизвестна, но в настоящий момент у нас работают 67 русских проповедников, 70 англоговорящих и 32 китайца9. Сектанты соревнуются друг с другом в борьбе за новых последователей, осваивая всё новые и новые районы и города. МЦ же не только растёт сама, но и даёт жизнь новым сектам, пока главным образом в самом Китае.

В 1988 г. У Янмином была основана секта «поставленный царь» («бэйливан»). Её лидер объявил себя новым Иисусом Христом и выразил готовность вести своих последователей к спасению от вселенских катастроф10.

В 1993 г. от секты «поставленный царь» отпочковалась «религия бога отца» (Лю Цзяго). Данная секта стала весьма популярна в Китае и к 1997 г. провела 5 всекитайских соборов. Её деятельность вызвала большую обеспокоенность китайского руководства, поскольку высказанные ей идеи о свержении коммунизма нашли отклик у народа11.

Китайские христианские сектыСекта «дух-дух» («линлинцзяо»), основанная Хуа Сюэхэ, провозгласила своего руководителя «воплощённым христом». Её развитие, приостановленное из-за ареста лидера, продолжилось с его выходом на свободу.

Лидер «общества учеников» Цзи Саньбао также объявил себя «христом божиим». Его конкурентом на данный титул стал основатель секты «воплощённого логоса» Ма Шичжэнь, после смерти которого два его ученика провозгласили себя «Адамом и Евой последних времён»12.

Весьма влиятельна секта «восточная молния», или «группировка семи духов», действующая с 1990-х гг. Лидером секты является женщина, находящаяся в подполье и называющая себя Дэн. В своём учении она называет себя «женщина-христос» и утверждает, что время Библии закончилось, и наступило время проповеди с Востока. Секта насчитывает около 300 тыс. последователей в Китае и огромными тиражами выпускает записи бесед Дэн. Адепты без конца прославляют свою наставницу и перечитывают её писания13.

Обобщая всё вышеизложенное, следует сказать, что хотя «Поместная церковь Уитнесса Ли» вряд ли приобретёт в нашей стране большое число последователей, однако её присутствие отчасти угрожает будущему нашей страны, так как её действия направлены на оставшуюся в настоящий момент без присмотра молодёжь, губя её индивидуальность, независимость и сжигая её жизнь в горниле чужих эгоистичных и беспринципных амбиций. В целом, МЦ — это жёсткая иерархическая система, возглавляемая «непогрешимым» лидером-апостолом, дающая свой перевод и интерпретацию Писания, отвергающая все ветви христианства, завлекающая последователей обещаниями будущей власти, денежно эксплуатирующая своих адептов, использующая различные методы умственного и психологического порабощения.

В качестве послесловия приведу график интернет-опроса на одном из сектантских сайтов. Задаваемый вопрос звучал следующим образом: «Как вы относитесь к N-ной Церкви?».

Результаты опроса читатель может оценить самостоятельно.

Результаты опроса «Как вы относитесь к N-ной Церкви?»

Список используемой литературы:

  1. Дворкин А.Л. «Десять вопросов навязчивому незнакомцу»/ www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=274
  2. Дворкин А.Л. «Сектоведение. Поместная церковь Уитнесса Ли»
  3. Хасан Стивен «Combatting Cult Mind Control», Park Street Press, Rochester, Vermont, 1990
  4. Иванов П. о. «Об истории и вероучении тайваньско-американской секты «Церкви дома собраний»»/ «Китайский благовестник», 01/2001
  5. «Восстановительный перевод Нового Завета»/изд-во «Живой поток», Анахайм; Минск, 1998, 1458 с.
  6. Lee W. “Life-Study of Genesis”/ “Message Eighty-nine”, Stream Publishers. 1977
  7. Lee W. “Young people’s training”/ “Message Four”, Stream Publisher
  8. Lee W. “The Practical Expression of the Church”
  9. The Stream/ Vol. 7, №4. 01/11/1969
  10. Ли Уитнесс «Молитва века»/Анахайм, 1995
  11. Калантаров Э. «Десант «свидетелей Уитнесса Ли» в Великий Новгород»/Информационно-консультационный центр Св. Иринея Лионского
  12. Иванов П. «Из истории христианства в Китае»/свящ. Пётр Иванов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения – М.: ИВ РАН, 2005. – 224с.
  13. Сайт «Коллектор библейской мысли. Публикации на русском языке произведений Вочмана Ни и Уитнесса Ли»
  14. Журнал «Поток»/Бесплатный ежеквартальный христианский журнал, номера за разные годы.

Примечания:

  1. Иванов П. «Из истории христианства в Китае»/свящ. Пётр Иванов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения — М.: ИВ РАН, 2005. — с. 5 []
  2. Дворкин А.Л. «Сектоведение. Поместная церковь Уитнесса Ли» []
  3. Иванов П. о. «Об истории и вероучении тайваньско-американской секты «Церкви дома собраний»»/ «Китайский благовестник», 01/2001., с. 102-103 []
  4. Lee W. «Life-Study of Genesis»/ «Message Eighty-nine», Stream Publishers. 1977., p. 1157 []
  5. Lee W. «Young people's training»/ «Message Four», Stream Publisher, p. 51 []
  6. The Stream/ Vol. 7, №4. 01/11/1969, p. 14. []
  7. Lee W. «The Practical Expression of the Church»/ p. 133 []
  8. Ли Уитнесс «Молитва века»/Анахайм, 1995., с. 49. []
  9. Иванов П. «Из истории христианства в Китае»/свящ. Пётр Иванов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения — М.: ИВ РАН, 2005. — с. 94. []
  10. Там же, с.26 []
  11. Там же, с.26 []
  12. Там же, с.26 []
  13. Там же, с.27 []

5 комментариев

RSS 2.0 trackback
  1. avatar

    Поразительно бездарная и антинаучная статья. Автор подписывает себе в биографию: «...В настоящее время пытается исследовать проблемы взаимоотношений русских и китайцев, а также освещать различные, не до конца понятые стороны двухсторонних контактов...»

    На примере этой статье очевидно что изучение взаимоотношений русских и китайцев происходит либо крайне халтурно, либо очевидно предвзято. Что совершенно определенно обозначает что никакие «не доконца понятные стороны» раскрыты не будут, а напротив — старые шаблоны Ольга Крутко покрасит свежей краской, которая будет вонять некоторое время.

    Что бы был понятно мое возмущение, попробуем на краткой биографии автора применить её же собственные методы сбора и интерпретации материала:

    «Выбирая между китайским языком и боевыми искусствами, было решено остановится на первом, ибо спокойней и прибыльней. Монотонная пропись иероглифов в стенах Восточного Университета при Институте Востоковедения РАН окончилась лишь с получением красного диплома. Годы студенческого однообразия скрасили стажировка в Шанхайском университете иностранных языков и активное освоение китайских просторов.»

    Итак применяем подход автора к вышеизложенному:

    Очевидно что О. Крутько поступила в институт Ведения Востока Российского Анархического Союза с чёткой и нескрываемой целью — заработать бабла тихо и много. Под видом китайского языка Оля освоила базовые навыки боевых искусств, которые в свою очередь стали ширмой для разлагающей деятельности анархистов на востоке. Пекин дрожит и трепещет, а госпожа Крутько переводит юани сначала в рубли, а потом и в родные доллары.

    ~Алексей, 13 января 2012, в 02:32 Ответить
    • avatar

      Дорогой Алексей!

      После вашего комментария возникло желание познакомиться с вашими научными работами в данной области. Судя по вашей строгой оценке научного труда Ольги Курто, вы давно и серьезно занимаетесь вопросами российско — китайских отношений.

      По поводу схемы перевода бабла из юани в тугрики, а далее «везде», могу вам сказать, что вы угадали в какой-то части, поскольку Ольга, кроме китаеведческого, имеет еще и высшее экономическое образование, и такие простые финансовые операции, ей, как профессионалу, вполне доступны. Тем более, что зарплата научных сотрудников в Москве составляет, в среднем,

      10 тысяч рублей.

      Как человеку, который замечательно интерпретирует биографии, хочу вам сказать, что в ноябре прошлого года Ольга блестяще защитила диссертацию в одном из ведущих академических центров России. Будучи ее оппонентом, я столкнулась с проблемой, что мне трудно писать отзыв, поскольку работа была настолько интересна, современна и «не переписана» с многочисленных чужих работ, что пришлось долго искать к чему придраться.

      Ваш комментарий к ее статье, опубликованной на сайте Русского клуба, думаю, заинтриговал многих, поэтому будем признательны, если вы также пришлете свою научную статью по данной или другой теме.Нам все будет очень интересно.

      Старший научный сотрудник ИРИ РАН Шаронова В.Г.

      ~Шаронова В.Г., 23 января 2012, в 09:57 Ответить
  2. avatar

    Удивительно глупый комментарий. Его автор не приведя ни одного аргумента в пользу своего первого утверждения, сразу переходит на обсуждение личности автора, даже не удосужившись правильно написать ее имя.

    ~Михаил Дроздов, 18 января 2012, в 13:30 Ответить
  3. avatar

    Ольга, Ваша работа близка моим научным интересам,статья написана на актуальную, недостаточно изученную тему. Однако вторая часть статьи вызвала разочарование. Считаю, что при написании историко-религиоведческих работ целесообразнее обращаться не только к конфессиональным исследователям. Сектовед А.Дворкин и о. П.Иванов не скрывают своих симпатий к православию. Строя статью исключительно на конфессиональной теоретической базе, Вы действительно рискуете встретить серьезную критику. Возможно, с Вашим уровнем знания китайского языка полезнее было бы цитировать китайские источники, исследовательскую литературу.

    Тем не менее благодарю Вас интересную статью.

    ~Ольга, 22 февраля 2012, в 21:44 Ответить
  4. avatar

    На удивление предвзятая статья! Согласен с предыдущим комментарием относительно симпатий Дворкина и Иванова. Фотографии взяты вообще с «потолка», хотя может это и не так важно!

    ~Денис, 5 июля 2012, в 22:32 Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *