В монастырях Зи-Ка-Вея (Шанхайская Заря. №1169. 12.09.1929)

Мастерская монастыряМужской и женский монастыри Зи-Ка-Вей существуют свыше 60 лет. Начав свою работу с очень скромных размеров в маленьких китайских фанзах, они разрослись до огромных культурных, технических и благотворительных учреждений. Поверхностный осмотр двух из них занял целый день. Особенно замечательны по грандиозности своей работы два монастыря — женский — Святой Богоматери, и мужской — с китайским названием Ту-За-вей. Их работой является подбирать брошенных бедными родителями-китайцами детей, а также сирот; помогать глухонемым, слепым и душевнобольным китайцам — как детям, так и взрослым; оказывать амбулаторно-медицинскую помощь окрестному бедному населению; давать европейское образование китайским детям в специальных колледжах.

Ежедневное количество подобранных монахами и монахинями и подброшенных младенцев в обоих монастырях доходит до 400 ((возможно здесь ошибка — не более 40 — Л.Ч.))… Возраст питомцев монастырских яслей от 1-2 дней до 1,5-2 лет. Целый штат кормилиц, нянек, мамок, сиделок под наблюдением монахинь обслуживают младенцев днем и ночью.

Правда, определенный процент бэби умирает, но большинство выживает для того, чтобы впоследствии, получив некоторое образование и знания ремесленника, стать полезным для общества человеком. До определенного возраста дети воспитываются в христианском духе, а затем, пройдя небольшой курс наук на китайском языке, поступают на обучение в одну из многочисленных мастерских монастыря.

Мастерская монастыряВ женском монастыре есть: мастерская кружев, золотошвейная, мастерская художественных вышивок, трикотажная мастерская, художественное ателье рисования масляными красками.

В мужском — столярная, слесарная, медная мастерские, кузница, мастерская художественной резьбы по дереву, золотых и серебряных изделий, памятников и статуй.

Сотни мужчин и женщин — бывших брошенных детей и сирот вперемежку с глухонемыми, слепыми и в редких случаях даже с душевнобольными — заняты в огромных великолепно оборудованных мастерских, вырабатывая, наряду с житейски-полезными вещами, предметы исключительной художественности.

Выросшие в стенах монастыря юноши и девушки, как правило, венчаются, поселяются в одном из домов-общежитий и продолжают работать по своей специальности в мастерской монастыря, будучи на всю жизнь обеспечены хорошим заработком.

Автору показывали несколько семейств, от дедов до внуков, работающих в монастыре — оказывается, около 60 лет тому назад дед или бабушка были подобраны монастырем и вместо гибели где-либо в грязной трущобе образовали крепкую семью, до третьего поколения, вполне здоровую и трудоспособную.

Стилизация мастерской монастыря Зи-Ка-Вэй в Шанхайском историческом музее

Музей истории Шанхая. Восковые фигуры. Реконструкция.

Окрестное китайское население на сотни верст знает о работе монастырей и спокойно приносит либо своих младенцев, которых, по бедности, не может вскормить, либо найденных сирот.

И никому нет отказа — всех принимает монастырь и для каждого делает то, в чем он нуждается.

Мастерские монастырей продают на сторону свои изделия. Нам были показаны тончайшего плетения кружева; великолепная художественная вышивка; богатейшие работы золотом и серебром; добротные шерстяные изделия; мебель всех сортов и стилей, от имитации — китайской и европейской — до стиля модерн; мозаичные изделия производства слесарной, медной и кружечной мастерских; роскошные изделия из золота и серебра; дивные памятники, статуи и группы из мрамора, картины и пр.

Все это продается, и притом по невысоким ценам.

За 60 лет своего существования монастыри собрали огромную ценную библиотеку, оборудовали известную обсерваторию Зи-Ка-Вей, создали несколько образцовых колледжей для китайцев и располагают огромным натуральным хозяйством для всех своих многочисленных учреждений.

Шанхайская Заря, № 1169. Четверг, 12 сентября 1929 г. — С. 6.
(Из личного собрания Л. Черниковой)


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *