Статьи

Кресты над Хуанпу

Торговцы из храмов уйдут!

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме,
и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им:
написано: «дом Мой домом молитвы наречется»;
а вы сделали его вертепом разбойников.

Мф., 21 гл., 12–13 ст.

Кресты над ХуанпуВ конце июля 2004 года ряд информационных агентств распространили сообщение, которое наполнило мое сердце радостью и надеждой: «Из помещений Свято-Николаевского православного храма и кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», сохранившихся в Шанхае, будут выведены увеселительные заведения. Об этом посол Китая в РФ Лю Гучан заявил на встрече с главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. «В дальнейшем здания будут иметь культурное назначение, связанное с историей российского присутствия в Китае». Посол также заверил, что Китай готов содействовать организации посещений российских военных захоронений на территории КНР гражданами России, в том числе священниками Русской православной церкви для совершения заупокойных богослужений по павшим воинам. Лю Гучан выразил готовность и в дальнейшем развивать с РПЦ плодотворное сотрудничество».

Прочтём до конца?

Духовные основания российского диаспорального строительства в Северо-Восточной Азии

Храм в ХарбинеПеред Своим Вознесением на Небо Спаситель, посылая апостолов в мир, сказал им: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19)

Сегодня новый мировой порядок можно представить в виде концепции общественного развития, которая предусматривает не только и не столько социально-экономическое преобразование человеческого сообщества через реорганизацию международных, политических, экономических и культурных взаимосвязей, но непременное его духовное возрождение.

Однако вопрос о том, какие духовные задачи стояли и стоят перед диаспорами Северо-Восточной Азии и каковы духовные основы российского диаспорального строительства нам представляется слабо исследованным. В разное время этой проблемы касались в своих трудах Святитель Иннокентий (Вениаминов)1, епископы Николай (Адоратский)2, Хрисанф (Щетковский)3 и Павел (Ивановский)4, архимандриты Феодосий Перевалов5, Палладий Кафаров6, Н. Ф. Красносельцев7, П. Шумахер8, А. Ивановский9, Мартенс10 и др. Все эти исследователи в той или иной мере рассматривали вопрос взаимоотношений ментальности Востока и Запада взаимовлияния их на духовную жизнь общества.

Прочтём до конца?

Идентичность и повседневность: некоторые русско-китайские параллели

Доклад на III Тихоокеанском Форуме соотечественников (Владивосток, 21–22 октября 2003 г.)

некоторые русско-китайские параллелиВасилий Розанов писал о русской революции: «С грохотом и лязгом опускается над Россией железный занавес. Представление окончено, пора расходиться по домам. Оглянулись — а ни шуб, ни шапок нет».

В этом резком, но глубокомысленном отзыве есть одна неточность: революция сама была задумана и осуществлялась как представление и притом в своем роде представление абсолютное, притязающее подменить собою реальность. Зрители этого спектакля не имели не только шуб и шапок, но и самого дома, куда они могли бы направиться из зрительного зала. Но вот кончилась революция, наступил «постмодерн», а с ним «смерть образа» (Р. Дебрэ), т. е. образ разошелся с реальностью. Теперь человечеству осталось только «ускоряться в пустоте» (Ж. Бодрийяр). Для русского же человека этот приговор означает: снова идти по свету в поисках правды и своего дома или, как говорят сегодня, — в поисках идентичности. Русские заново открывают свою Родину. Выброшенные из иллюзиона возвышенных мифов интернационализма и державности, они находятся в положении парашютиста, завершающего затяжной прыжок: с головокружительной скоростью они несутся к родной земле, открывая в ней все новые черты, неисчерпаемое разнообразие ее форм. Восхитительное зрелище! Но и смертельно опасное. Бездумно врезаться в землю, т. е. раствориться в материальном бытии своей страны и культуры, лишить себя небесного простора — значит обречь себя на историческую бесплодность и духовную смерть. В жизни народа должна быть и другая сила, каким-то образом преодолевающая земное притяжение, увлекающая за горизонт в неведомые и, может быть, вовсе недоступные дали. Человек должен идти к Небу. Но он должен отталкиваться от Земли.

Прочтём до конца?

Наши в Китае

Наши в Китае«Русский Клуб в Шанхае» принял участие в III Тихоокеанском форуме соотечествеников «Миграции и диаспоры: потенциал развития Тихоокеанской России», состоявшемся 21–22 октября 2003 года во Владивостоке. В рамках Форума, организаторами которого выступили Администрация Приморского края РФ и МИОН ДВГУ, состоялась презентация сайта Клуба, а также совместного интернет-проекта РКШ «Восточное Полушание». На первом пленарном заседании был заслушан доклад Председателя РКШ М. В. Дроздова в котором он рассказал об истории Клуба, направлениях его деятельности и планах на будущее. Форум широко освещался российскими средствами массовой информации. Мы планируем подробно рассказать об этом событии, подвести его итоги. Пока же предлагаем вашему вниманию интервью председателей Русских Клубов Шанхая и Пекина, которые они дали в день открытия Форума. Этот материал, под заголовком «Наши в Китае» опубликовал бюллетень «Тихоокеанская InterРоссия».

Прочтём до конца?

Указатель обслуживания. Гостиница Сада

«Руководство для клиентов» гостиницы «Сад жемчужной реки» города Санья (КНР), превращенное трудами и стараниями китайского переводчика, чье имя осталось неизвестным, в поэму в прозе. Этот документ продолжает славные традиции «Золотых танцев с серебрянной нарядой». И хотя к знаменитому маркизу де Саду эта гостиница отношения не имеет, клиент рискует сломать себе шею, если буквально воспользуется рекомендациями данного «Указателя». Да и без компаса там, похоже, не разобраться.

Обозреватель

Обслуживание вестибюля

Директор администрации – набирайте: 6
Директор администрации работает в сутки, в любое время отвечает Вас любые вопросы.

Справочное бюро – набирайте: 5/2368
Справочное бюро находится в администрации гостиницы
Услуживание за особые вопросы или оставленные записок.

Прочтём до конца?

Сложите Церковь в себе! Беседа с о. Дионисием (Поздняевым)

Сотрудник отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о. Дионисий (Поздняев) дал эксклюзивное интервью сайту «Русского Клуба в Шанхае»

Беседа с о. Дионисием (Поздняевым)Здравствуйте, батюшка. Наконец-то мы можем приветствовать православного пастыря у нас, в Шанхае. Бывали ли Вы здесь ранее?

Три раза. Последний раз пять лет назад.

Какие впечатления от этого визита?

Очень отрадно видеть, что здесь наши соотечественники объединены. Раньше этого не было. Я потому так долго и не приезжал в Шанхай, поскольку казалось, что никому здесь священник не нужен, кроме нескольких человек в консульстве, которые достаточно регулярно меняются, да и часто бывают на Родине. Сейчас я вижу формирование некой общности. И плюс к этому — китайские православные, живущие в Шанхае, это очень радостное открытие для меня. Прочтём до конца?

Вспомнить все

с такой мечтой приехали в город своей молодости русские «шанхайцы»

Встреча в Клубе (Л. Бабаскина, М. Николаев, О. Николаева, М. Дроздов)Встреча членов «Русского Клуба в Шанхае» с этими пожилыми людьми, потомками эмигрантов, состоялась благодаря счастливой случайности. Трое мужчин и две женщины излучали доброту и радость. Что так обрадовало их, что привело в этот далекий азиатский город? Для действующих бизнесменов они были староваты, для туристов — в самый раз, но глаза их светились слишком ярко, голоса звучали возбужденно, чего никогда не встретишь ни у расчетливых бизнесменов, ни у пресыщенных впечатлениями туристов. Наши знакомцы выглядели не просто респектабельно и беззаботно, как это бывает у богатых туристов-иностранцев, они словно находились в эйфории, «наслаждались» шанхайским времяпрепровождением. Они радостно спорили между собой, называя улицы и районы города на французский лад, используя в своей речи словечки давно забытых времен.

Прочтём до конца?

Счастливый билет

«Летайте самолётами Аэрофлота…»
Из песни

Героиня этой удивительной истории приехала в Шанхай полтора года назад. Закончив Петербургскую консерваторию по классу фортепиано, она стала не только хорошо разбираться в консервах, но и преподавать музыку. В Онассиса или сказочно богатого Креза благодаря этому ремеслу не превратишься. Как не кормят баснями соловья, так не может прожить на одной любви к искусству и музыкант. А ведь так хочется путешествовать, открывать неизведанные дали и новые страны, быть богатой и счастливой и найти, наконец, того самого, единственного – свою половинку, предназначенную самой судьбой в драгоценный подарок. Впрочем, на что уж точно не могла посетовать Танюша и на родине, так это на отсутствие поклонников. Открытый весёлый характер в сочетании с задорной голубизной глаз на загорелом лице заставляли, наверное, не одно мужское сердце биться в такт «Болеро» Равеля. Прочтём до конца?

Спасите Русский Собор в Шанхае!

Спасите Русский Собор в Шанхае!

Спасите Русский Собор в Шанхае!

В центре современного Шанхая близ оживленных городских улиц (на перекрестье ул. Синьлэ-лу и ул. Сянъянбэй-лу) стоит здание православного собора. Это сооружение необычностью формы и самой неожиданностью своего присутствия в восточном городе привлекает внимание иностранцев и самих китайцев. Голубые купола притягивают взор, высокие стены собора завораживают, заставляют замедлить шаг спешащих по своим делам прохожих. Мало кто знает историю этого интересного здания.

Оно было сооружено в 1937 году русскими белоэмигрантами, оказавшимися на территории Китая после Октябрьской революции и Гражданской войны в России. Эти люди не признали советскую власть и волею судеб были изгнаны с Родины. Первое время им было очень тяжело. Эмигранты оказались без средств к существованию, без жилья, без работы. Кроме того, большая часть из них не говорила ни по-китайски, ни по-английски. Они никому не были нужны. Без гражданства, без родины, без будущего.

Прочтём до конца?

Превращение Средней Азии в Центральную

Борьба за влияние в постсоветском регионе и позиции России: до и после 11 сентября 2001 года

(Тезисы к выступлению на международной конференции «Ситуация в Центральной Азии, сотрудничество и развитие ШОС»)

Лидеры стран ШОСПрежде всего, хочу объяснить несколько провокационный заголовок своего выступления. В прежнем Советском Союзе, когда речь шла о его внутреннем районировании, о его региональной структуре, мы пользовались формулировкой «Средняя Азия и Казахстан». Из этой формулировки, между прочим, следует, что Казахстан нельзя было полностью и во всем отождествлять со Средней Азией, считать частью только Азии. Однако уже вскоре после распада Советского Союза бывшие советские республики в этом регионе, став независимыми, стали называть себя «Центральной Азией», развивать планы центральноазиатской интеграции, создавать общее военное подразделение – Центразбат и т.д. Казахстан тоже принял в этом участие.

Прочтём до конца?