Лента

Узелки памяти

О книге Ольги Ильиной-Лаиль «Восточная нить»

Узелки памяти. О книге Ольги Ильиной-Лаиль «Восточная нить»[Санкт-Петербург, Изд-во журнала «Звезда», 2003. – 288 с., 32 с. фото; с предисловием Лариссы Андерсен]

Книга является краткой автобиографией автора. По сути, это – впечатления о Китае и китайской жизни с детских лет и примерно до 25-летнего возраста. Это рассказ о людях, с которыми свела беженская судьба девочку-подростка, эмоционально-детское восприятие «другого мира» – Китая (Харбина, Пекина, Шанхая), в котором оказалась семья, а затем – Кореи и Индокитая, куда героиня попадает самостоятельно.

Безусловной удачей книги является рассказ о родителях и, в целом, о семье и предках Ильиных. Хорошо передана сдержанная обстановка дворянской семьи, где не было принято открыто и эмоционально проявлять свои чувства, интересен рассказ о строгости и требовательности матери как к супругу, так и к детям, постоянная ее забота о статусе знатной дамы (что, кстати, не мешало ей добывать хлеб насущный, а это было довольно непросто для оказавшейся в сложных обстоятельствах женщины с двумя детьми). И хотя чопорный девятнадцатый век (начало двадцатого) отринул многие условности, в жизнь вторгались демократические элементы в одежде, манере себя вести и говорить, мать никогда не забывала о месте в жизни и о том, что следует позволить в отношении себя и чего позволять не следует не при каких обстоятельствах. Приятно, что это сдержанное достоинство уважающей себя личности передалось и дочерям, и, прежде всего – Ольге. Поражают многие драматические моменты в книге, которые преподносятся читателю спокойно и без лишнего морализаторства. Каждый персонаж книги имеет яркий внешний образ, свой характер, и отношение к этим людям четко и ясно обозначено, причем автору удалось, не развешивая ярлыков, все же раздарить «всем сестрам по серьгам», всем воздать должное. Прочтём до конца?

Шанхайские миниатюры (Слово № 390. 16.03.1930)

[singlepic id=214 w=320 h=240 float=left]

V. Шар

Мосье Чанг, — это адвокат нашей конторы, — купил себе большой хрустальный шар. Величиной в крупное яблоко, он красуется на хрупкой подставке из черного дерева на письменном столе мосье Чанга, заваленного исками, папками и прошениями с печатями Французского Микс-Корта.

— Сколько заплатили?

Мосье Чанг поднял ко мне большие очки, опиравшиеся на желтоватые подушечки одутловатых щек.

— Сто двадцать… Недорого, правда?..

— Долларов??!!

— Нет, таэлей!.. ((Таэль — шанхайская серебряная денежная единица, в январе 1930 года была равна $ 1,4 (мексиканского доллара).// Печ. по: Курсы валют на 12 января 1930 г. / Слово. № 338. 12 января 1930. — С.5))

Мои брови полезли вверх от удивления.

Прочтём до конца?

Кресты над Хуанпу

Торговцы из храмов уйдут!

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме,
и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им:
написано: «дом Мой домом молитвы наречется»;
а вы сделали его вертепом разбойников.

Мф., 21 гл., 12–13 ст.

Кресты над ХуанпуВ конце июля 2004 года ряд информационных агентств распространили сообщение, которое наполнило мое сердце радостью и надеждой: «Из помещений Свято-Николаевского православного храма и кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», сохранившихся в Шанхае, будут выведены увеселительные заведения. Об этом посол Китая в РФ Лю Гучан заявил на встрече с главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. «В дальнейшем здания будут иметь культурное назначение, связанное с историей российского присутствия в Китае». Посол также заверил, что Китай готов содействовать организации посещений российских военных захоронений на территории КНР гражданами России, в том числе священниками Русской православной церкви для совершения заупокойных богослужений по павшим воинам. Лю Гучан выразил готовность и в дальнейшем развивать с РПЦ плодотворное сотрудничество».

Прочтём до конца?

«Восточная нить»

XIX. Первые впечатления от Шанхая

«Восточная нить». Ольга Ильина-ЛаильЯ ехала из Пекина в Шанхай с тяжелым сердцем. Было жаль расставаться с любимым городом, со всеми моими друзьями. […]

Мое место в трюме парохода, без отдельной каюты. Нужно заплатить дополнительно за матрас и одеяло. Моей спутницей оказалась пожилая русская женщина, она едет в Шанхай к своей дочери. Конечно, мы путешествуем не в лучших условиях, но я провожу много времени на палубе, где стоят шезлонги, можно сидеть в них и читать, или смотреть на Желтое море, мечтать о будущем и о прекрасном принце, которого я наверняка однажды встречу.

Прочтём до конца?

Духовные основания российского диаспорального строительства в Северо-Восточной Азии

Храм в ХарбинеПеред Своим Вознесением на Небо Спаситель, посылая апостолов в мир, сказал им: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19)

Сегодня новый мировой порядок можно представить в виде концепции общественного развития, которая предусматривает не только и не столько социально-экономическое преобразование человеческого сообщества через реорганизацию международных, политических, экономических и культурных взаимосвязей, но непременное его духовное возрождение.

Однако вопрос о том, какие духовные задачи стояли и стоят перед диаспорами Северо-Восточной Азии и каковы духовные основы российского диаспорального строительства нам представляется слабо исследованным. В разное время этой проблемы касались в своих трудах Святитель Иннокентий (Вениаминов)1, епископы Николай (Адоратский)2, Хрисанф (Щетковский)3 и Павел (Ивановский)4, архимандриты Феодосий Перевалов5, Палладий Кафаров6, Н. Ф. Красносельцев7, П. Шумахер8, А. Ивановский9, Мартенс10 и др. Все эти исследователи в той или иной мере рассматривали вопрос взаимоотношений ментальности Востока и Запада взаимовлияния их на духовную жизнь общества.

Прочтём до конца?

«Надежды» маленький оркестрик…

«Надежды» маленький оркестрик...»10 марта 2004 года в Шанхае произошло знаменательное событие: очередная встреча русской диаспоры, проводимая под эгидой «Русского Клуба в Шанхае», состоялась на борту парусника «Надежда». Правление Клуба давно оповестило всех своих активистов о намечавшемся заходе парусника — еще в ноябре прошлого года нам стало известно о планах капитана фрегата «Надежда» зайти в порт Шанхай. Называлась и ориентировочная дата прибытия — примерно в первых числах марта. Тем почетнее и радостнее было провести празднование Международного Женского дня на известном всему миру российском корабле, совершающем кругосветное путешествие. К этому событию готовились не только в РКШ, но и в генеральном консульстве РФ, поэтому встреча на борту парусника прошла весело и торжественно одновременно.

Прочтём до конца?

Встреча с первым заместителем министра иностранных дел РФ Э.В. Митрофановой

Э. В. Митрофанова5 мая 2004 года в помещении Генерального консульства РФ в Шанхае состоялась встреча Председателя «Русского Клуба в Шанхае» М. В. Дроздова с первым заместителем министра иностранных дел России Э. В. Митрофановой. Во встрече также приняли участие генеральный консул РФ в Шанхае А. В. Кривцов, вице-консул А. Ю. Шманевский. В ходе продолжавшейся около полутора часов беседы Председатель Клуба подробно рассказал о деятельности РКШ, его целях и задачах. После обмена мнениями была подчеркнута необходимость взаимодействия русских общин за рубежом. Предметом обсуждения стали также формы участия проживающих в Китае соотечественников в деле расширения сотрудничества России и КНР в экономической и культурной сферах.

Дорог шашлычок, да к пасхальному дню…

(фото А. Дроздовой, О. Новикова)

Пасху (11 апреля 2004 г.) русские «шанхайцы» праздновали вместе. Клубом был организован выезд на природу.

Пасху (11 апреля 2004 г.) русские «шанхайцы» праздновали вместе Пасху (11 апреля 2004 г.) русские «шанхайцы» праздновали вместе Пасху (11 апреля 2004 г.) русские «шанхайцы» праздновали вместе

Всего присутствовало более 100 человек: русских, китайцев, американцев, немцев и представителей многих других национальностей. Среди зелени, возле пруда взрослые и дети знакомились друг с другом, обсуждали деловые и житейские вопросы, детвора весело играла на поляне под теплым весенним солнцем. Прочтём до конца?

Наша консульская школа

Об учебно-консультационном пункте при Генеральном консульстве РФ в Шанхае

Ученики консульской школы в г.Шанхае

Ученики консульской школы в г.Шанхае

УКП при Генконсульстве РФ в Шанхае, чаще именуемый просто «Русской консульской школой», был открыт в конце 1980-х годов, вскоре после восстановления отношений между КНР и СССР. С тех пор русская школа в Шанхае каждое 1 сентября открывает свои двери для детей, в силу разных обстоятельств оказавшихся в огромном китайском мегаполисе. В связи с тем, что Шанхай расположен в зоне субтропического климата, в градационном списке зарубежных городов он приравнен к тропическим условиям проживания (кто не знает: год проживания, как на Севере, считается за два, а то и за три) – т. е. к условиям, тяжелым и непривычным для здоровья россиян. А потому школа работает по специальному графику – ее учебный год длится с 1 сентября по 15 мая, т. е. в отличие от обычной российской школы работает в несколько сокращенном режиме. Уроки длятся не 45, а 40 минут, а перемены – по 10 минут. Прочтём до конца?

Идентичность и повседневность: некоторые русско-китайские параллели

Доклад на III Тихоокеанском Форуме соотечественников (Владивосток, 21–22 октября 2003 г.)

некоторые русско-китайские параллелиВасилий Розанов писал о русской революции: «С грохотом и лязгом опускается над Россией железный занавес. Представление окончено, пора расходиться по домам. Оглянулись — а ни шуб, ни шапок нет».

В этом резком, но глубокомысленном отзыве есть одна неточность: революция сама была задумана и осуществлялась как представление и притом в своем роде представление абсолютное, притязающее подменить собою реальность. Зрители этого спектакля не имели не только шуб и шапок, но и самого дома, куда они могли бы направиться из зрительного зала. Но вот кончилась революция, наступил «постмодерн», а с ним «смерть образа» (Р. Дебрэ), т. е. образ разошелся с реальностью. Теперь человечеству осталось только «ускоряться в пустоте» (Ж. Бодрийяр). Для русского же человека этот приговор означает: снова идти по свету в поисках правды и своего дома или, как говорят сегодня, — в поисках идентичности. Русские заново открывают свою Родину. Выброшенные из иллюзиона возвышенных мифов интернационализма и державности, они находятся в положении парашютиста, завершающего затяжной прыжок: с головокружительной скоростью они несутся к родной земле, открывая в ней все новые черты, неисчерпаемое разнообразие ее форм. Восхитительное зрелище! Но и смертельно опасное. Бездумно врезаться в землю, т. е. раствориться в материальном бытии своей страны и культуры, лишить себя небесного простора — значит обречь себя на историческую бесплодность и духовную смерть. В жизни народа должна быть и другая сила, каким-то образом преодолевающая земное притяжение, увлекающая за горизонт в неведомые и, может быть, вовсе недоступные дали. Человек должен идти к Небу. Но он должен отталкиваться от Земли.

Прочтём до конца?